Элементы танцевальной терапии как средство психогигиены и здоровьесбережения на занятиях детского самодеятельного хореографического коллектива

img
Сегодня хореография как одно из направлений художественного образования очень популярна, среди детей, подростков и их родителей. В настоящее время ведут работу множество детских самодеятельных хореографических объединений,созданных на базе Дворцов, домов культуры, Центров дополнительного образования, школ искусств и т.д. “Хореография” – от древнегреческого χορεία – “танец” – движение под музыку -один из древнейших видов народного художественного творчества.

Люди с незапамятных времен любили танцевать, а современные ученые доказали, что под воздействием танцевальных движений в организме человека вырабатываются гормоны эндорфины, которые влияют на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, вызывая ощущение уверенности в себе, желание работать, повышают устойчивость к стрессовым ситуациям. Н.Ю. Оганесян характеризует танец как “чувства и настроения, выраженные в эстетической форме”.

Цель дополнительного хореографического образования – способствовать развитию участников творческих коллективов посредством занятий хореографией – поэтому иерархия задач, стоящих перед педагогом-хореографом детского самодеятельного хореографического коллектива от первичной к последующим- такова:
1)развивающая – развитие определенных качеств психики, тела и двигательных навыков учащихся;
2)воспитательная – формирование нравственных и других положительных, жизненно необходимых качеств личности, содействие её социализации;
3)обучающая – передача учащимся информации теоретического и практического плана, выработка умений и навыков в области хореографии.

Таким образов, хореография в детском самодеятельном хореографическом коллективе является лишь основой общения и педагогического взаимодействия педагога-хореографа с учащимися, средством развития последних; главным же является совершенствование человека , в частности оптимизация его личности, посредством воспитания положительных человеческих качеств и обучения основам хореографии.

Стандартное содержание работы педагога-хореографа в детском самодеятельном хореографическом коллективе предполагает:
1) учебно-тренировочную работу (тренажную классику, изучение отдельных танцевальных элементов и композиций, их отработку в ходе репетиции);
2) творческую работу (сочинение и постановку хореографических композиций, их представление на выступлениях коллектива);
3) воспитательную работу:
– непосредственно сопровождающую учебный процесс(“обучая,вопитываем”) и
– специально организованную внеучебную работу за рамками занятий в хореографическом коллективе.

Одним из нестандартных элементов работы педагога-хореографа в детском самодеятельном хореографическом коллективе может быть введение в традиционные занятия хореографией элементов танцевальной терапии для того, чтобы содействовать улучшению психологического состояния детей и подростков, занимающихся в нем.

В настоящее время в связи со всё возрастающими нагрузками школьного обучения и, с одной стороны – амбициями родителей, а с другой – дефицитом их внимания к детям, неспокойной обстановкой в семьях, дети всё чаще испытывают стресс – психологическое состояние, характеризующееся отсутствием внутренней гармонии и душевного равновесия, сопровождающееся страхом, гневом, агрессией, тревожностью, депрессией, эмоциональной неустойчивостью, снижением самоуважения и другими деструктивными состояниями.

Их наличие в личности делает её психологически неблагополучной – невротичной, снижает способность человека к адаптации – приспособлению к меняющимся условиям внешней среды и грозит переходом к психическим расстройствам. Поэтому введение элементов танцевальной терапии – психотерапевтического метода, способствующего устранению психологического неблагополучия личности – может быть определено как здоровьесберегающая технология, которую возможно реализовать в рамках современного дополнительного хореографического образования.

Танцевальная терапия ( далее ТТ) – это психотерапевтическое использование движения под музыку как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. ТТ применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушение общения и межличностного взаимодействия ( Кисилева М.В. Арт-терапия в практической психологиии и социальной работе). Любое движение стимулирует высвобождение чувств, и через тело человеку легче выразить свои чувства, свое состояние, чем через слова; а изменяя положение тела, он изменяет свое душевное состояние.

При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие человека, как душевное так и физическое, и соответственно меняется характер его движения. Изменение движений, в свою очередь, приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие происходит изменение установок, стереотипов коммуникаций. Таким образом основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного “Я”.

Использование танцевально-двигательных техник позволяет:
– провести диагностику личности или группы в целом
– снять напряжение
– приобрести новые движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми
– изменить стиль общения с окружающими
– научиться осознавать свои и чужие желания
– достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности (Кисилева М.В).

Одним из основных методов ТТ является использование преимущественного спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения м выражения отношений.

К методическим приемам ТТ также относится и целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать, поддерживать свободную импровизацию, межличностное взаимодействие. Можно использовать музыку для создания настроения.

Еще одной составляющей является танцевальная игра, основная цель которой – вовлечение участников в творческий, стоящий взаимоотношения опыт. Танцевальная игра – это : игра + танцевальная импровизация + предлагаемые обстоятельства.

Таким образом ТТ не учит движениям и стилям, она помогает найти собственный танец для каждого. В ТТ не существует правильного или ошибочного движения, все движения идут от души танцующего.

Из всего вышесказанного мы можем подвести итог. Что если вводить данную практику на занятиях в детских самодеятельных хореографических коллективах, то это может пойти на пользу как учащимся, так и педагогу. Главный принцип должен состоять в том, что мы не принуждаем детей к занятию, это должно быть добровольное участие.

С детьми младшего школьного-возраста особенно хорошо можно проводить небольшие передышки в виде танцевальных игр. Проявляйте свою фантазию и я думаю, учащиеся любого возраста не откажутся в участие ТТ. Танцевальные игры можно найти как в сборниках и книжках посвященных разделам ТТ, как в интернете, так же и придумать самостоятельно, здесь вас никто не ставит в определенные рамки.

Танцевальные игры в системе ТТ строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств, так же они могут стать разрядкой от классических упражнений на занятии. Педагог должен поощрять участников выражать внутреннее состояние, по возможности, более произвольно и свободно, не беспокоясь об эстетической стороне танца.

Автор: Яна Бабина

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *