Воспитание двигательной культуры учащихся средствами хореографии

Воспитание двигательной культуры средствами хореографииВ современном, быстро меняющемся мире значительно возрастают требования к физическим и психическим качествам человека. Важнейшим условием активного и полноценного вхождение человека в жизнь, в профессиональную деятельность является формирование базовой культуры личности.

Наряду с гражданским, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием, важнейшим компонентом базовой культуры является воспитание двигательной культуры учащихся средствами хореографии.

В настоящее время в педагогическую практику занятий по хореографии внедряется комплекс разнообразных форм, направлений, методов и методик
двигательно-пластической подготовки человека [см.: Бакшева,2004]. В этом плане значительное внимание уделяется обучению выразительным,
художественным движениям, жестам, мимике, позам, которые передают темп, ритм, содержание и динамику музыкального сопровождения, соответствуют определённому сюжету, зримым и слышимым картинам, предлагаемым педагогом.

На занятиях по хореографии эффективно использовать задания, которые включают в себя:
– воспроизведение тех или иных демонстрируемых педагогом целесообразных движений;
– имитация образа движений различных животных, сказочных персонажей и т.д.;
– выполнение таких движений, которые соответствуют определённому сюжету, задаваемому комментарием педагога, текстом или музыкальным сопровождением;

Важным средством двигательно-пластической подготовки юных танцоров являются методики обучения традиционным танцам [см.:Васильева,1994], а также так называемому «спонтанному танцу».

Спонтанный танец – живая импровизация, в которую включены в разной степени сознание, чувства и тело [о методике обучения спонтанному танцу
см.: Рубаненко,2000; Филиппова, Рубаненко,2001]. В целях двигательно-пластической подготовки желательно использовать также:
– средства пластико-ритмической, художественной гимнастики и других её разновидностей [см.: Лисицкая,1987,1988; Пахомова, 1990];
– методика художественного (выразительного) движения [см.:Вербовская,2001], развитие ритмичности [см.: Назаренко, 2000].

Для выработки способности к творческой, эстетической демонстрации, физических качеств и двигательных способностей на занятиях по хореографии используется разработанная методика спартианской системы, ориентирующая учащихся на творческое выполнение задание преподавателя [см.: проект СпАрт, Столяров, 1991]. Эта методика предполагает создание преподавателем для учеников заданий, связанных с выполнением определённых физических упражнений (прыжков, передвижений и т.д.), а также демонстрации физических качеств и двигательных способностей (силы, гибкости, координации движений и др.), используя различные предметы и без них. Однако при этом сам учащийся должен найти различные пути выполнения этих упражнений, соответствующие его возможностям, придумать новые, оригинальные физические упражнения, способыдемонстрации физических качеств и двигательных способностей.

Это могут быть, например такие задания «СПАРТ-культура движений»:
– демонстрация искусства движений (учащиеся по своему выбору и в произвольной форме демонстрируют те или иные формы и виды искусства движения: танец, гимнастику, черлидинг , аэробику, боевые искусства и др.);
– спартианские пластические пародии: учащиеся демонстрируют способность создавать в движениях художественный образ по заданию педагога;- красота и пластика «одухотворённого движения»: учащиеся демонстрируют чувство музыки и ритма в движениях, а также способность пластически выражать чувства и переживания под фонограмму педагога, выполняя его задания или под собственную фонограмму.

Методика СпАрт, ориентирующая учащихся на творческое выполнение заданий педагога, позволяет развивать у юных танцоров не только физические, но также интеллектуальные и творческие способности. Кроме того, она позволяет учитывать индивидуальные особенности, возможности и способности каждого ребёнка.

Опыт работы с юнармейцами клуба «Тропа мужества» МБ ОУ ДОД «Военно-спортивного центра «Патриот» на занятиях по хореографии демонстрирует положительные результаты и целесообразность использования данных методик в деятельности объединения. Юнармейцы, занимаясь по данной методике, за короткий период времени осваивают азы хореографии и пластики, что позволяет им успешно выступать с показательными номерами и в творческих конкурсах на площадках города и области.

Используемая литература:
1. Бакшева Т.В. Двигательно-пластическая подготовка специалистов в
области физической культуры: Дис. канд.пед.наук.- Майкоп, 2004.-165 с.
2. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приёма детей в
балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-
методическое пособие.- М.: ГИТИС, 1994.-160 с.3. Вербовская Е.В. Психомоторное и эмоциональное развитие ребёнка
средствами выразительного движения: Учеб. пособие.- Москва- Н.Новгород,
2001.
4. Лисицкая Т.С. Ритм+ пластика.- М.: ФиС, 1987.-160 с.
5. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец.- М.: Сов. Спорт,1988.-48 с.
6. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы.- М.: Просвещение,1994.-130 с.
7. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. – М.: Изд-во « Теория
и практика физической культуры», 2004.-249с.
8. Пахомова Г.В. Пластико-ритмическая гимнастика: Методические
рекомендации.- М.: РРС ВДФСО профсоюзов,1990.
9. Рубаненко А.М. Телесная арттерапия. Методич. пособ.- Н.Новгород:
ННГАСУ,2000.-40 с.
10. Столяров В.И. Проект «СпАрт».- М.1991.-69 с.
11. Филиппова Л.В.,Рубаненко А.М. Спонтанный танец как вид телесной
культуры. Монография.- Н.Новгород: ННГАСУ,2001.-120 с

Автор Иванова Марина Валерьевна,
педагог доп.образования МБ ОУ ДОД ВОЕННО СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР “ПАТРИОТ” Г.НОВОКУЗНЕЦК
Материал размещен на сайте в рамках проекта ПУБЛИКАЦИИ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *